05 марта 2008

«Ничто, кроме призраков» | Nichts als Gespenster




Продолжительность: 116 мин.
Производство: Германия, 2007
Режиссёр: Мартин Гипкенс
Сценарий: Мартин Гипкенс
Музыка Мартин Тодшаров
В ролях: Аугуст Дил, Мария Симон, Джессика Шварц, Янек Рике, Бригитте Хобмайер, Вотан Вилке Мёринг, Инна Вайссе и др.

Неделя немецкого кино в Москве началась с показа фильма Мартина Гипкенса "Ничто, кроме призраков". В программе было заявлено, что все фильмы были созданы начинающими режиссёрами, во что очень сложно поверить после просмотра данного фильма. В нем просматривается чёткая и точная схема построения сюжета и чувствуется уверенная режиссерская рука. И, не смотря на причастность Мартина к кинопроизводству, это его первая серьезная заявка.

С помощью пяти различных историй, происходящих в разных частях света, режиссер проводит нас сквозь лабиринт человеческих взаимоотношений, иллюзий и разочарований. Никак не связанные между собой, эти сюжеты представляют части одного нерушимого целого. В этом фильме гармонично существуют друг с другом молодая пара, ищущая новые ощущения в путешествиях, и немолодая пара, в жизнь которых новые ощущения вносят приехавшие "на реабилитацию от чувств" бывшая любовь со своим лучшим другом, отношения которых за время пребывания перерастают в "нечто большее". Две подруги, одна из которых, наблюдая, как другая попадается в ловушку привлекательности весьма сомнительного молодого человека, вскоре сама в нее покорно проследует, ценой предательства последней. Девушка, которая отчаянно роняет слезы от хронического непонимания своих родителей, которые вот уже на протяжении 30 лет не замечают и не слышат ее, выполняя лишь сугубо социальный ритуал под названием "семья". И хиппующие личности, в, казалось бы, беззаботной жизни которых тоже присутствуют проблемы. В данном случае - необоснованное, животное влечение белой женщины к темнокожему, полному страсти и силы мужчине, и вырастающие у них на пути препятствия.

Очень сложно сказать, о чем этот фильм. Это все равно, что спросить человека: "О чем ты живешь?"‚ ведь в этом фильме, на самом деле, столько жизни, что складывается ощущение, что собрались твои старые друзья и наперебой рассказывают тебе одновременно 5 разных историй. Режиссер не старается задавать вопросов и не старается давать на них ответы. Он просто показывает обычную жизнь под таким углом, под которым, только заснятая на пленку, она воспринимается как искусство. Гипкенс не говорит о вещах прямо, в лоб; не показывает их явно, но ты внутренне понимаешь и чувствуешь, что он хотел сказать этим планом, взглядом, диалогом, молчанием...

Такие фильмы, как "Ничто кроме призраков", очень спорные, потому что перестаешь понимать, чего же в них больше — психологии, режиссуры, искусства…или же самой жизни? Но это, несомненно, их плюс, а не минус. И если это не единичный случай, а общая тенденция, то фестиваль обещает быть очень интересным.





Комментариев нет: